-->
Новости
Сотрудники Аппарата Уполномоченного по правам человека
Доклады Уполномоченного по правам человека
Публикации и статью Уполномоченного по правам человека
Архив  статей и публикаций Уполномоченного по правам человека
Координаты аппарата Уполномоченного по правам человека
Карта сайта

года: Дата последнего обновления сайта.


Представительства Уполномоченного в Савропольском крае

Контакты

Наш адрес:

355029,Ставрополь,ул. Семашко,14/1

Наши телефоны:

т\ф(88652)37-14-51      (88652)37-14-53
     (88652)37-14-55

E-mail:

ombuds_stavrop@list.ru
(Просим при отправке письма, указывать свои данные: ФИО, Адрес, Телефон.
Письма без этих сведений не рассматриваются)


Часы приема:

с 08.30 до 17.00
(по рабочим дням)

Перерыв:

13.00-13.30


Порядок обращения
к Уполномоченному
по правам человека
в Ставропольском крае



ВЕРСИЯ ДЛЯ ПЕЧАТИ
Глава № II:
О соблюдении прав граждан органами государственной власти края и органами местного самоуправления

В 2010 году число письменных обращений, поступивших Уполномоченному на решения или действия (бездействие) государственных органов Ставропольского края, их должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, нарушивших, по мнению заявителей, их права и свободы, сократилось по сравнению с 2009 годом на 23% процента и составило 459.

В то же время, увеличилось количество жалоб на неудовлетворительную работу структур власти и органов, занятых обслуживаем населения. Их авторы отмечают, что по-прежнему доступ ко многим должностным лицам необоснованно ограничен. Нередки случаи нарушения графика приема населения, установления неудобного время для их приема. Многим должностным лицам не достает благожелательности к посетителям. Часто вместо рассмотрения обращения гражданина по существу чиновник направляет жалобу или самого заявителя по бюрократическому кругу.

Анализ показывает, что в последние 2 года возросло число обращений граждан на нарушение их прав в жилищной и коммунальной сферах, которые, как известно, являются базовыми в жизни человека. За указанный период нами рассмотрено по этим вопросам около 600 устных и письменных обращений.

Основным законом нашей страны - Конституцией РФ решение указанных задач возложено на органы государственной власти и местного самоуправления. Ими в последние годы немало сделано в этом направлении.

Свою задачу Уполномоченный видит не только в помощи гражданину в защите его прав, но и в том, чтобы в соответствии со своими полномочиями на конкретных фактах оказывать влияние на деятельность органов государственной власти и местного самоуправления по созданию благоприятных условий для жизни и гармоничного развития населения нашего края.

Особенно беспокоит наличие жалоб на отказы в постановке граждан, имеющих на то законное право, на жилищный учёт.

Порядок признания граждан, проживающих на территории края малоимущими, установлен законом Ставропольского края от 02.03. 2006 № 13-кз «О некоторых вопросах в области жилищных прав в Ставропольском крае». Определен порядок и методика признания гражданина малоимущим, что даёт ему право состоять в очереди на получение жилья из муниципального фонда.

Тем не менее, факты незаконных отказов продолжают иметь место.

Так, в своём обращении к Уполномоченному Д. из Кисловодска, мать-одиночка, имеющая на воспитании троих малолетних детей, сообщила, что на её заявление о постановке в очередь на получение социального жилья, руководство администрации этого города ответило отказом. Из приложенных к обращению документов следовало, что заявитель с детьми зарегистрирована по месту жительства своих родителей, проживающих в комнате площадью 14 кв.м. Однако из-за неприязненных отношений и отсутствия элементарных жилищных условий, фактически с ними не проживает, вынуждена жить на выделяемое государством пособие в 1800 рублей в месяц.

Из ответа администрации следовало, что Д., как многодетная мать, поставлена на жилищный учёт в специальную для этой категории граждан городскую очередь, которая из-за недостаточного финансирования длительное время находится без движения. При этом заявителю, в нарушение законодательства, не были сообщены ни дата постановки её на учёт, ни очередной номер в указанной очереди. В этом же ответе ей было отказано в постановке на учёт в другую очередь - нуждающихся в жилом помещении муниципального фонда по договору социального найма, где дела обстояли несколько лучше, чем в очереди нуждающихся в жилье многодетных матерей. Изучение данного вопроса показало, что указанное решение администрации противоречит требованиям ст.ст. 49-52 ЖК РФ, нарушает права и законные интересы этой малоимущей гражданки. Поэтому в своём представлении на имя главы этого города Уполномоченный указал, что администрация города в данном случае не учла требования п.2 ст. 52 ЖК РФ о том, что гражданин может по своему выбору состоять на учёте в качестве нуждающегося в жилом помещении по одному или нескольким основаниям. В связи с обращением Уполномоченного, администрация города положительно решила вопрос о постановке Д. на учёт в качестве нуждающейся в жилье как неимущей, а также предложила ей с тремя детьми временное жильё в маневренном фонде города-курорта.

Немало поступает обращений граждан на отказ в выделении им земельных участков под индивидуальное жилищное строительство в соответствии с законом Ставропольского края № 21-кз от 12 апреля 2010 года «О некоторых вопросах регулирования земельных отношений».

Так, в октябре 2010 года к Уполномоченному поступила жалоба Олейниковой Т.Д., из хутора Красный Пахарь Минераловодского района, с просьбой оказать ей содействие в защите её прав на получение земельного участка под индивидуальное жилищное строительство. Было установлено, что заявитель проживает в указанном поселении с 1996 года, нуждается в жилье и в связи с этим обратилась в администрацию Ленинского поселения с заявлением о предоставлении ей земельного участка под индивидуальное жилищное строительство. Однако получила отказ в связи с тем, что указанный краевой закон определяет, что земельные участки на эти цели выделяются гражданам в соответствии с правилами застройки соответствующей территории. А поскольку на территории Ленинского поселения эти правила не утверждены, то вопрос заявителя не может быть положительно решен. Изучение данной проблемы показало, что указанный отказ является неправомерным в связи с тем, что пунктом 14 статьи 3 Федерального закона от 27 декабря 2009 года № 351-ФЗ предельный срок разработки на местах таких правил установлен до 01 января 2012 года и только после этой даты предоставление участков для строительства из земель, находящихся в государственной или в муниципальной собственности, без утверждённых правил застройки, не осуществляется. На основании изложенного, Уполномоченный направил главе Ленинского поселения Дорофееву А.В. соответствующее обращение. 28 декабря 2010 года администрация этого органа самоуправления ответила, что Олейниковой Т.Д. предложено собрать и сдать необходимые документы на получение земельного участка.

Немало в почте Уполномоченного жалоб граждан на чёрствость и бездушие чиновников при решении их жилищных проблем, которые нередко формально прикрываются параграфом того или иного нормативного акта, не желают видеть проблемы конкретных граждан, находить возможности к их разрешению. Особенно нетерпимым является такое отношение к старшему поколению, среди них немало заслуженных людей, которые по состоянию своего здоровья не в состоянии активно бороться за свои права.

Так, из обращения к Уполномоченному ветеранов Великой Отечественной войны, инвалидов 2-й группы супругов Кандауровых из города Ессентуки, возраст которых составляет соответственно 85 и 87 лет, следовало, что они вдвоём проживают в комнате площадью 14 кв.м двухкомнатной квартиры вместе с сыном- её владельцем. Начиная с 1986 года Кандауровы состояли на учёте в городской очереди нуждающихся в жилье как участники и инвалиды ВОВ. Однако, 05 мая 2009 года постановлением главы города они неожиданно были исключены из списков очередников.

На обращение Уполномоченного с просьбой отменить это постановление, администрация города ответила отказом, сославшись на уже не действующие старые Правила, принятые крайисполкомом и президиумом крайсовпрофа ещё в 1990-91 годах.

Тогда Уполномоченный, изложив свои доводы в защиту ветеранов, обратился за помощью в прокуратуру, которая признала факт отказа незаконным и принесла в администрацию Ессентуков протест, который также как и ходатайство Уполномоченного, был ею отклонен.

04 июня 2010 года Ессентукский городской суд, рассмотрев иск прокурора в защиту ветеранов, признал постановление администрации о снятия их с жилищного учёта незаконным и обязал ответчика восстановить этих заслуженных людей в очереди. Казалось бы, справедливость была восстановлена. Однако, как оказалось, и решение суда для чиновников Ессентукской мэрии не указ. Восстановив пропущенные сроки, они обжаловали это судебное решение в кассационную инстанцию краевого суда, которая поставила в этом затянувшемся деле точку, оставив решение городского суда в силе.

Несмотря на принимаемые властями меры продолжают поступать жалобы и от обманутых дольщиков.

Так, в одном из обращений сообщалось, что семья заявителя и семьи ещё 14 участников строительства многоквартирного жилого по улице Чехова в городе Ставрополе по вине застройщика ООО «Мегастрой» вынуждены проживать в этом доме без газа, воды и тепла, руководитель ООО на рабочем месте не появляется, а его сотрудники на вопросы дольщиков не отвечают.

В результате проверки, проведённой по просьбе Уполномоченного прокуратурой Ленинского района города Ставрополя, изложенное в обращении полностью подтвердилось. Прокурором Ленинского района руководителю ООО было внесено представление об устранении недоделок в строительстве дома, а поскольку оно не было выполнено, материалы направлены в следственную часть ГСУ при УВД по СК для привлечения его к уголовной ответственности. Только после этого недоделки были устранены.

В 2010 году к Уполномоченному продолжали поступать жалобы на бездействие государственных структур и органов местного самоуправления в вопросах обеспечения безопасных условий проживания граждан.

Из коллективного обращения жителей села Александровского следовало, что в районе жилых домов №№ 72 и 74 по улице Пушкина растёт большое старое дерево, которое по причине ветхости во время непогоды разрушается, в результате чего крона в любой момент могла обрушиться на крыши ближайших домов и вызвать непредсказуемые последствия для жизни и здоровья проживающих в них граждан. В письме также сообщалось о том, что обращения жителей по данному вопросу к председателю Александровского сельского совета, положительных результатов не дали.

Уполномоченный обратился с соответствующим представлением к главе администрации Александровского муниципального района, который 1 октября 2010 года сообщил, что власти района изыскали из резерва сто тысяч рублей, на которые коммунальщики района провели санитарную чистку не только по указанному в жалобе адресу, но и по другим улицам районного центра.

В последнее время граждане чаще стали обращаться с жалобами на управляющие организации, которые, взяв на себя ответственность за управление жилыми домами, свои обязательства выполняют часто неудовлетворительно.

В коллективном обращении в декабре минувшего года жильцы дома № 53\4 по ул. 50 лет ВЛКСМ Ставрополя сообщили, что ими установлены факты мошенничества и хищения денежных средств председателем ТСЖ «Белый лебедь», кому они по рекомендации строительной компании, построившей их дом, регулярно вносили платежи. Направив заявление по данному вопросу в правоохранительные органы, жители указанного дома приняли решение о выходе из состава ТСЖ, о чём его председатель был в установленном порядке извещён. Однако тот самовольно, не считаясь с тем, что во многих квартирах живут женщины, старики и дети, отключил освещение подъезда с 1 по 12 этаж, и дал письменное распоряжение ООО «СП Ставропольлифт» о выключении лифта. И только в результате вмешательства прокуратуры Промышленного района, куда обратился Уполномоченный за помощью, рабочее состояние лифтов и внутреннее освещение подъездов было восстановлено.

Однако, к сожалению, конфликтная ситуация в этом микрорайоне имела своё продолжение. В ноябре 2010 года около тысячи жителей комплекса «Белый лебедь» остались без электричества из-за продолжающейся неразберихи в отношениях между энергетиками, управляющей компанией и уже упомянутым ТСЖ. Только вмешательство милиции предотвратило непредсказуемые действия возмущённой толпы граждан. К чести милиционеров они, не только успокоили жителей, но, проявив настойчивость, добились от поставщика возобновления подачи электроэнергии. Как сообщила пресса, на следующий день разбор данной ситуации продолжился в администрации краевого центра, где был найден цивилизованный выход из создавшейся ситуации.

Этот факт показывает, что сегодня граждане превратились в заложников управляющих компаний, ТСЖ и поставщиков ресурсов, у которых на первом месте свои коммерческие интересы, а не права и законные интересы населения.

Во многих обращениях их авторы с обеспокоенностью говорят о том, что законопослушных граждан буквально терроризируют регулярно поступающие в их адрес не соответствующие действительности уведомления различных служб о якобы имеющейся у них задолженности по оплате предоставленных услуг и административных мерах, которые будут к ним в этой связи приняты, если они своевременно не погасят долг. Граждане, среди которых немало стариков и инвалидов, вынуждены идти для устранения недоразумения в соответствующую службу, в многочасовых очередях ждать приёма к тем или иным чиновником и доказывать свою правоту, что называется, на пустом месте.

этой связи, характерным является обращение к Уполномоченному Лащенко Л.А. о неправильном начислении размера оплаты за квартиру, собственником которой являлась её мать - ветеран ВОВ Лащенко А.В.

В ходе рассмотрения этого обращения с выездом на место было установлено, что ОАО «Ставропольский городской расчётный центр», на основании акта старшего по дому о фактическом проживании 2-х граждан в квартире № 21 по ул. Ленина, 347, в которой на самом деле проживала только одна 87-летняя мать заявительницы - Лащенко А.В., ветеран ВОВ, инвалид 1-й группы, не перепроверив представленную информацию, произвело ей перерасчёт размера платы по коммунальным услугам из расчёта на двух человек с февраля по май 2010 года.

Не подготовленная к такому повороту событий, эта парализованная престарелая женщина, находясь в беспомощном состоянии, остро пережила эти действия, что повлекло ухудшение состояния её здоровья. Что касается сотрудников центра, то они просто проигнорировали письменные возражения этого заслуженного человека. Как было установлено, вместо рассмотрения заявления по существу и принятия неотложных мер по исправлению допущенной ошибки, они вынудили дочь ветерана Лащенко Л.А., представлявшей её интересы, почти два месяца ходить по бюрократическому кругу.

Выстояв в очередях и не раз столкнувшись с грубостью и равнодушием чиновников ряда служб, дочь ветерана всё же собрала необходимые доказательства правоты своей матери, после чего расчётный центр признал и исправил свою ошибку.

К сожалению, и после этого в письменном ответе по данному вопросу сотрудники центра не нашли слов сочувствия и извинений за причинённые ветерану беспокойство и переживания. 28 июня 2010 года Лащенко А.В. скоропостижно скончалась. По результатам рассмотрения указанного обращения Уполномоченный направил руководству центра представление об устранении выявленных в ходе проверки недостатков. Как потом сообщило руководство этого центра, представление было обсуждено на общем собрании сотрудников, виновная сотрудница была привлечена к дисциплинарной ответственности.

Многие авторы писем с недоумением сообщают, что обслуживающие их дома управляющие компании считают, что они не должны заниматься покупкой – продажей коммунальных ресурсов, т.к. это не приносит им прибыль. В результате потребитель, он же конкретный житель той или иной квартиры, остаётся один на один с компанией-монополистом, которая любой ценой решает свои финансовые проблемы.

В ноябре 2010 года к Уполномоченному обратилась 78-летняя ветеран труда, инвалид 1-й группы Зеленина А.Л. из дома 77 по улице 50 лет ВЛКСМ города Ставрополя с жалобой на то, что в квитанции по оплате услуг ЖКХ за октябрь в графе «Электроэнергия» стоит цифра 205 квт-часов, в то время как обычно она ежемесячно платит по счётчику за 70-80 квт-часов. Такое же количество электроэнергии она потребила, как показывает ее счётчик, и в октябре. На обращение ветерана в управляющую компанию № 10, её сотрудники отмежевались от этой проблемы, сославшись на отсутствие с поставщиком договора на снабжение электричеством. Однако в разговоре пояснили, что жители 11-го этажа их дома в отличие от остальных жителей, проживающих этажами ниже, пользуются в быту электроплитами, имеют большие долги, но платить по установленным тарифам отказываются. Вот и разбросала энергоснабжающая компания часть этого долга на остальных жителей дома, которые регулярно платят не только за потреблённую электроэнергию согласно показаниям своих индивидуальных счётчиков, но и добросовестно оплачивают освещение мест общего пользования, а также те 10-15 квт-часов, которые им ежемесячно дополнительно начисляются исходя из показаний общедомового счётчика. В обращении сообщалось, что также бесцеремонно по отношению к ветерану действует и управляющая компания, которая неоправданно завысила в два раза стоимость потреблённой ею воды по сравнению с показаниями индивидуального счётчика в квартире, а также понуждает жителей платить за невыполненные объёмы ремонтных работ по дому. Сейчас этой управляющей компанией занимается УВД города Ставрополя, куда Уполномоченный обратился с просьбой разобраться и принять меры по защите прав жителей указанного жилого дома.

В своих письмах граждане настойчиво требуют от властей организовать дело так, чтобы каждый потребитель твёрдо знал, что между ним, как правило, плохо разбирающимся в тонкостях работы ЖКХ, и поставщиками ресурсов, есть посредник - управляющая компания, которая знает проблемы жителей и отстаивает их интересы, предметно занимается снабжением многоквартирных домов теплом, водой, электричеством и газом, контролирует до нужной ли температуры нагревается вода, и нет ли сбоев в снабжении электричеством.

Выход их создавшейся ситуации граждане видят также в том, чтобы были разработаны и воплощены в жизнь понятные всем единые правила участников рынка ЖКХ, создан механизм ответственности управляющих компаний перед гражданами, а также установлен действенный контроль за их деятельностью. Впрочем, первый шаг в этом направлении на федеральном уровне сделан. 23 сентября 2010 года Правительство РФ приняло постановление № 731, которым утверждены стандарты раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами. В настоящее время в Государственной Думе РФ во втором чтении рассматривается законопроект, направленный на совершенствование регулирования всего спектра отношений по управлению многоквартирными домами.

С учётом многочисленных обращений граждан, 26 ноября 2010 года проведено заседание Экспертного совета по вопросам соблюдения прав и свобод человека при Уполномоченном с повесткой дня «О состоянии соблюдения в Ставропольском крае прав и законных интересов граждан в жилищно-коммунальной сфере». Кроме его членов, в работе Совета приняли участие представители и помощники Омбудсмана в городах и районах края, представители органов государственной власти и местного самоуправления, средств массовой информации.

Как отмечалось на заседании, многие органы местного самоуправления не осуществляют контроль за обоснованностью расчетов по их оплате коммунальных услуг, самоустранились от решения проблем замены и установления приборов учета, а также от контроля за деятельностью подведомственных им служб и структур ЖКХ, что вызывает недовольство граждан, рост социальной напряжённости. Извлечение максимальной, и часто необоснованной производственными затратами прибыли, поставщиками жилищно-коммунальных услуг, попытки возложить непроизводственные потери на потребителя при отсутствии должной реакции на это муниципальных органов власти, на сегодня является одним из основных факторов, дестабилизирующим общественно-политическую обстановку в крае.

По итогам заседания было принято решение Совета, в котором были изложены конкретные рекомендации по повышению эффективности работы по защите прав в этой важной сфере жизнедеятельности человека. Решение Совета опубликовано в приложении к настоящему докладу. Оно направлено Губернатору и председателю Думы края.

Как отмечают авторы многих обращений, сегодня, чтобы реализовать своё право на получение государственной услуги, гражданину необходимо нередко располагать крепким здоровьем и терпением, так как это часто сопряжено с длительным процессом ожидания в очередях, грубостью и бездушием обслуживающего персонала, отсутствием необходимой информации, низким профессионализмом специалистов.

Особенно неблагополучно обстоят дела с получением государственных услуг жителями муниципальных образований сельских районов, которым для этого из отдалённых населённых пунктов приходится по нескольку раз добираться к месту нахождения органа власти.

В июле 2010 года сотрудники аппарата Уполномоченного с выездом на место проверили факты, изложенные в жалобе Вирского Г.Э. на нарушение должностными лицами администрации муниципального образования Нежинского сельсовета Предгорного района его конституционных прав на свободу экономической и предпринимательской деятельности, выразившемся в длительном решении вопроса о выдаче разрешения на строительство магазина.

Одновременно была изучена организация работы аппарата этой администрации с письмами и жалобами населения. В ходе изучения указанных вопросов было установлено, что заявитель ещё 11.02. 2010 года в установленном порядке обратился к Главе муниципального образования с заявлением о получении разрешения на строительство магазина, приложив все необходимые в таких случаях документы. Однако, разрешение на строительство Вирскому Г.Э. в 10-дневный срок, как это требует Градостроительный Кодекс РФ, выдано не было. При этом письменных ответов о причинах отказа ему не давалось более 4-х месяцев. Устные же его обращения с просьбой дать ему соответствующие разъяснения игнорировались. В ходе работы комиссии все возникшие вопросы были разрешены и нарушенные права заявителя были восстановлены, разрешение на строительство магазина он от администрации получил.

В процессе проверки были вскрыты и другие факты, свидетельствующие о том, что организация работы с обращениями граждан в данной администрации находится не на должном уровне.

Так, вопреки требованиям ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», личный приём населения проводится только главой администрации и управляющим делами. Другие ответственные должностные лица администрации вести эту важную работу не уполномочены. Администрация Нежинского сельсовета обслуживает пять населённых пунктов с населением более пяти тысяч человек. Вместе с тем, приём граждан по месту их жительства её сотрудниками не практикуется.

Кроме того, анализ учёта письменных обращений граждан к администрации за текущий год показал, что на многих из них отсутствует резолюция руководителя кому, что и в какие сроки необходимо сделать. По некоторым обращениям сроки рассмотрения, установленные законом, истекли. Однако каких-либо ответов о результатах такого рассмотрения их авторам дано не было.

По результатам проверки Уполномоченный направил главе указанного поселения представление, в котором было отмечено, что выявленные нарушения требований Федерального закона, установившего порядок рассмотрения обращений граждан, существенно нарушают права граждан, проживающих на территории сельсовета, на обращение в органы местного самоуправления, закреплённых за ними Конституцией Российской Федерации

В своём ответе, поступившем к Уполномоченному в августе 2010 года глава сельсовета сообщил, что представление изучено на аппаратном совещании сотрудников, отмеченные в нем недостатки устранены.

ВЕРСИЯ ДЛЯ ПЕЧАТИ



Официальный сайт Уполномоченного по правам человека в Ставропольском крае 2005 год.

Если у вас возникли вопросы по поводу поддержки интернет сайта
-- задавайте ваши вопросы на support@stavropol-ombudsman.ru