Новости
Сотрудники Аппарата Уполномоченного по правам человека
Доклады Уполномоченного по правам человека
Публикации и статью Уполномоченного по правам человека
Архив  статей и публикаций Уполномоченного по правам человека
Координаты аппарата Уполномоченного по правам человека
Карта сайта

Представительства Уполномоченного в Савропольском крае

Контакты

Наш адрес:

355029,Ставрополь,ул. Семашко,14/1

Наши телефоны:

т\ф(88652)37-14-51      (88652)37-14-53
     (88652)37-14-55

E-mail:

ombuds_stavrop@list.ru

Часы приема:

с 08.30 до 17.00
(по рабочим дням)

Перерыв:

13.00-13.30






Порядок обращения
к Уполномоченному
по правам человека
в Ставропольском крае



ВЕРСИЯ ДЛЯ ПЕЧАТИ
Глава № I:
Анализ обращений, поступивших в аппарат Уполномоченного, опыт работы и проблемы.

Анализ обращений по субъекту правового регулирования выглядит так

Обращения граждан

2003 г.

2004 г.

2005 г.

2006 г.

2007 г.

2008 г.

Письменные:

981
(100%)

1298
(+32%)

2020
(+56%)

1770
(-12%)

1767
(0,0%)

1627
(-8,6%)

В том числе:

 

 

 

 

 

 

О нарушении прав территориальными структурами федеральных органов власти и управления и их должностными лицами

796
81,1%

975
75%

1543
76%

1429
80,7%

1394
78,9%

1072
65,9%

О нарушении прав краевыми органами власти и управления и их должностными лицами

101
10,3%

102
7,8%

111
6%

112
6,3%

45
2,6%

112
6,9%

О нарушении прав органами местного самоуправления и их должностными лицами

84
8,6%

221
17%

366
18%

229
13%

328
18,5%

443
27,2%



Рассмотрено устных обращений

719 (100%)

1249 (+74%)

1487 (+19%)

1496 (+0,6%)

1557 (+4%)

1698 (+8,3%)



Итого рассмотрено письменных и устных обращений

1700 (100%)

2547 (+49%)

3507 (+38%)

3266 (-7%)

3324 (+2%)

3325 (0,0%)



По предмету правового регулирования письменные обращения распределяются так:

Предмет обжалования

2003

2004

2005

2006

2007

2008

1.

- приобретение гражданства

83

31

54

53

108

71

2.

- нарушение жилищных прав

74

97

146

100

125

145

3.

-нарушение прав землепользования

32

42

53

30

52

66

4.

- нарушение социальных прав

121

175

199

120

124

207

5.

- нарушение прав молодежи, женщин, военнослужащих

12

19

129

34

42

39

6.

-вопросы расследования преступлений

174

304

407

397

421

400

7.

-приговоры и другие судебные акты по уголовным делам

192

264

417

472

382

270

8.

- решения и другие судебные акты по гражданским делам

113

159

209

196

121

138

9.

- не исполнение судебных решений

39

53

76

54

52

57

10.

- нарушение прав и свобод задержанных, арестованных, отбывающих наказание

40

22

77

80

117

70



Поступило обращений из районов края

 

2007г.

2008г.

 

2007г.

2008г.

Шпаковский

55

68

Нефтекумский

28

14

Кочубеевский

36

38

Андроповский

4

12

Изобильненский

26

31

Благодарненский

20

12

Советский

18

28

Буденовский

12

12

Труновский

17

27

Ипатовский

7

12

Предгорный

29

21

Левокумский

4

12

Минераловодский

11

19

Новоселицкий

12

11

Александровский

13

16

Апанасенковский

9

10

Красногвардейский

12

16

Георгиевский

16

9

Петровский

30

16

Кировский

10

8

Туркменский

9

16

Арзгирский

14

6

Новоалександровский

17

15

Курской

18

6

Грачевский

19

14

Степновский

15

2

Итого:

461
(26,1%)

451 (27.7%)

Поступило обращений из городов края

г. Ставрополь

448

381

г. Невинномысск

49

29

г. Пятигорск

128

106

г. Георгиевск

19

23

г. Кисловодск

36

40

г. Мин-Воды

20

22

г. Ессентуки

42

39

г. Железноводск

16

11

г. Буденновск

32

31

г. Лермонтов

16

11

Итого:

806 (45,6%)

693
(42,6%)

Исправительные колонии и следственные изоляторы

Итого:

451 (25,5%)

438 (26,9%)

Из других субъектов федерации

Итого:

49 (2,8%)

45 (2,8%)

Общее количество:

1767

1627


Одной из обязанностей Уполномоченного по правам человека в крае, возложенных на него статьей 16 краевого закона об Уполномоченном, является подготовка ежегодного доклада «О состоянии соблюдения прав и свобод граждан на территории края», а также информация об этом населения, властей края, депутатов.

Выполнение этой обязанности начну с общего анализа приведенных выше статистических показателей за прошедший год.

После ежегодного роста числа обращений к Уполномоченному, в первые годы его работы, число их в последние годы стабилизировалось.

Общее число рассмотренных аппаратом Уполномоченного обращений в 2008 году составило 3325, что на уровне прошлого года.

В то же время число письменных обращений сократилось на 8%, что свидетельствует об уменьшении наиболее грубых нарушений прав граждан, на что они, как правило, реагируют письменно. Это же подтверждает факт последовательного сокращения числа обращений на деятельность судебных и правоохранительных органов, решения которых, как известно, затрагивают наиболее острые и болезненные проблемы людей. Число таких обращений снизилось с 976 до 655.

Число обращений по вопросам приобретения гражданства снизилось на 37%; по вопросам обеспечения прав несовершеннолетних, женщин, военнослужащих на 3%; на условия содержания заключенных под стражу - на 40 %.

Наряду с сокращением жалоб по указанным выше проблемам увеличилось их число на нарушения социальных прав и гарантий - на 67%, по вопросам нарушения жилищных прав - на 16%, по вопросам землепользования - на 27%.

Рост числа таких обращений свидетельствует о нерешенности многих социальных проблем, таких как обеспечение социальным, бесплатным жильем, низкий уровень пенсий и пособий, безработица, нарушения трудовых, жилищных и иных прав.

Но все это не дает оснований для вывода о серьезных просчетах в работе Правительства и Думы, либо Министерства труда и социальной защиты населения края. Объяснением такому росту могут служить нарастающие негативные проявления мирового кризиса, усугубившего и без того ограниченные возможности властей края и местного самоуправления по решению известных и назревших социальных задач.

Но объяснять причины большого числа жалоб по социальным вопросам только объективными факторами будет не верно. Далеко не всегда они вытекают из объективных условий. Нередко они - результат отчуждения и оторванности властей от нужд и потребностей населения, плохого исполнения и контроля за прохождением устных и письменных обращений, нежелания или неумения за повседневной текучкой услышать и решить судьбоносную для человека, но посильную для власти, проблему или даже толком объяснить, почему её нельзя решить сейчас или вообще.

Повседневные вопросы жизни людей, как правило, должны решаться на местах. Рост же таких обращений в краевые и федеральные органы свидетельствует как о слабой осведомленности органов местного самоуправления о нуждах населения, так и о медленной передаче им не только полномочий, но и экономических, финансовых, организационных возможностей для их реализации.

Произошедшее два года назад укрепление руководства прокуратуры края, краевого и арбитражного судов и последовавшее за этим повышение спроса с горрайпрокуроров, с мировых и районных судей, за соблюдение процессуальных сроков, за качество расследования и рассмотрения ими дел, способствует повышению уровня правосудия в крае, росту его авторитета у населения, в том числе у правозащитников, что проявляется в заметном снижении, в последние два года, числа обоснованных жалоб на приговоры судов и решения прокуроров.

В то же время, нередки ещё жалобы на ограничение прав граждан на доступ к правосудию, на необоснованные отказы в приеме исковых заявлений, или заявлений о совершенном преступлении, а также на несвоевременное получение копий процессуальных документов, необходимых для подачи жалоб на состоявшиеся судебные решения.

Волокита при проверке заявлений о совершенных преступлениях, необоснованные неоднократные отказы в возбуждении уголовных дел или необоснованные прекращения дел без их полного и всестороннего расследования, по существу, лишают граждан права на доступ к правосудию. Обжаловать своевременно такие действия в суд по этим причинам не удается в течении длительного, нередко исчисляемого годами, срока, что в конечном счете серьезно осложнят процесс последующего судебного разбирательства. Наиболее распространены подобные нарушения в деятельности следственных органов, особенно милицейского дознания.

Одновременно с укреплением служебной дисциплины в практической деятельности правоохранителей стали проявляться позитивные последствия организационного и процессуального разделения следственной деятельности и прокурорского надзора. Прокуроры стали чаще и бескомпромиснее, без оглядки на статистические показатели, отменять или опротестовывать незаконные или сомнительные решения следователей, дознавателей и оперативных работников. В судебном заседании они стали чаще занимать беспристрастную позицию, реально способствуя обеспечению справедливого судебного разбирательства.

Однако, хорошее начало и ожидания надо ещё закрепить и оправдать.

Снижается в последние годы число жалоб граждан на применение к ним в органах внутренних дел насилия, в том числе и физического. Однако, медленное снижение - слабое утешение от не терпящей отлагательства проблемы. Известно, что её коренное решение во многом связано с трудностями проверки достоверности таких сообщений, так как нередки случаи оговора оперативных работников и дознавателей. По возбужденным по таким фактам делам нередки случаи отказа заявителей от своих показаний о применении к ним насилия.

Однако, нельзя не видеть и того, что подобные заявления характерны не для всех органов и служб ГУВД, а только отдельных, где отношение к проверке таких сообщений формальны, не лишены ведомственности и корпоративной солидарности.

К сожалению, прокуроры и суды также не всегда требовательны к следователям и дознавателям в оценке законности их действий, а значит и к допустимости доказательств, собранных с нарушениями требований закона.

В последнее время в крае усиливается борьба с коррупцией и злоупотреблениями властью или служебным положением. Можно только приветствовать борьбу с такими преступлениями и явлениями. Однако она не должна подменяться имитацией борьбы. Яркий пример этому опубликован в газете «Ставропольские губернские ведомости» за 21 января 2009 года в статье «За оброк – условный срок». В ней сообщается о том, что в 2007 году за неоднократное мошенничество и хищение чужого имущества был осужден на 3 года условно руководитель отдела имущественных и земельных отношений Арзгирской районной администрации Деревянко. Несмотря на осуждение, он от должности не был освобожден и продолжает работать в настоящее время.

Такая гуманность в оценке действий влиятельных коррупционеров воспринимается не иначе как проявление круговой поруки.

В то же время в погоне за показателями, в целях создания видимости борьбы с этим злом, нередки случаи поспешного возбуждения уголовных дел, которые, как и было изначально очевидно, заканчиваются их прекращением. Но этим существенно нарушаются права и свободы лиц, в отношении которых они возбуждаются, они компрометируют их и даже правильную идею об усилении борьбы с такими проявлениями.

Когда же дела необоснованно возбуждаются в отношении представителей власти или бизнеса, то это часто воспринимается как форма давления на бизнес или сведения счетов за активную служебную деятельность.

Так, факт законности приобретения для Минфина края служебного офиса был предметом неоднократных проверок, которые заканчивались согласием проверяющих с законностью этой сделки. Однако в ноябре 2008 года все краевые и федеральные СМИ опубликовали сообщение о возбуждении уголовного дела в отношении принципиального и известного в крае руководителя. И хотя прокуратура края тут же отменила это постановление, как необоснованное, вред от этой, если её можно так назвать, ошибки, колоссален. Подорван имидж властей и даже авторитет самого края. Облыжно оскорблен человек и руководитель, имеющий безупречную репутацию и авторитет бескорыстного и способного руководителя. Странно, что следствие, имея обязанность сначала доказать вину, а потом о ней сообщать, начало со второго.

К сожалению, такие факты не единичны. Речь идет не о создании касты неприкасаемых, а о защите чести и достоинства, которые легко растоптать, но не просто восстановить.

Неприемлемо и то, что следственные органы края не считают себя обязанными публично признавать свои ошибки или официально, как того требует закон, комментировать случившееся. Их молчание воспринимается общественностью как вседозволенность, порождает сомнение в реальности гарантированной Конституцией РФ законности и прозрачности действий всех публичных властей.

Более подробно о состоянии соблюдения прав и свобод человека будет сказано в специальных разделах настоящего доклада.


ВЕРСИЯ ДЛЯ ПЕЧАТИ



Официальный сайт Уполномоченного по правам человека в Ставропольском крае 2005 год.

Если у вас возникли вопросы по поводу поддержки интернет сайта
-- задавайте ваши вопросы на support@stavropol-ombudsman.ru